Гипер-меломан
Администраторы
Сообщений: 1250
|
Эта статья ориентирована больше на простого любителя музыки, нежели на профессионального музыканта, но и профессионалам, думаю, она будет интересна.
Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда очень ценный компакт диск бывает искорежен, исцарапан, заляпан несмываемой грязью? Думаю сталкивались с такой ситуацией все. Всем знаком отказ проигрывателя такие диски проигрывать, либо треск и пощелкивания во время произведения. Как правило, лучшим вариантом будет просто выкинуть такой диск и купить новый такой же, но это не всегда бывает возможно.
Итак, ситуация – ценная фонограмма записана на диске, который ваша дочь случайно обработала наждачной бумагой. Нам предстоит вытащить музыкальный материал с максимально возможным качеством, приближенным к копированию бит-в-бит. Пока дочь плачет, поставленная строгим отцом в угол – лезем в интернет и скачиваем замечательную програмку – EAC – Exact Audio Copy. Взять ее можно на официальном сайте производителя, она совершенно бесплатна и является признанным лидером в копировании музыкального материала с аудио CD. Программу устанавливаем на компьютер, после установки запустится мастер настройки, который поможет нам настроить программу. Надо ли говорить, что на вопрос мастера – требуется быстродействие или качество – указываем качество. Далее следует небольшой тест привода и программой можно пользоваться. Более подробно о настройках программы смотрим на этом сайте.
Что же делает эта программа, и почему она предпочтительнее в копировании треков, чем тот же Catalist? Все дело в том, что программа разработана именно с целью вытащить материал с проблемных дисков с максимальным качеством. Каждый сектор на диске опрашивается дважды, если программа получает дважды отказ или разные данные, то она проходит этот сектор до 80 раз – либо вытащив данные, либо помечает это место как ошибку чтения. После, того, как треки сграблены, программа показывает вам все проблемные участки, вы можете их прослушать и оценить степень «ошибочности» - если в этом месте ясно слышны щелчки – то воспользоваться функцией их удаления, НО – пользоваться этой функцией я вам не советую, удалению щелчков будет посвящено продолжение этой статьи, потому как – встроенный устранитель щелчков по качеству, увы, оставляет желать лучшего.
Для опытов я выбрал самый поцарапанный диск, который только смог найти, нашел на нем песню, которая игралась с невероятным количеством кликов, звук во время проигрывания прыгал, а на середине песни проигрыватель «зависал» и его приходилось лечить кнопкой ВКЛ/ВЫКЛ. Кроме этого песня имела небольшой изъян не только на поверхности диска, маленькая царапинка была и на самом слое, на который проводится запись. Считать такую песню один-в-один, конечно не представляется возможным, но вытащить максимально возможное, думаю стоит попытаться.
Диск был протерт чистым шелковым носовым платком, не забываем как правильно чистить диски – от середины к краю, никаких круговых движений, и вставлен в привод. В программе EAC был выбран режим «максимального качества» при котором головка проходит проблемные участки до 80 раз. Трек продолжительностью 5 минут с копейками грабился около 8 часов, с теми же копейками . Напомню, что это был невероятно проблемный трек, его отказывался нормально воспроизводить любой проигрыватель. На выходе получен файл в формате .wav. Первая половина трека отграбилась достаточно сносно, как и его конец, но середина, где, напомню, было небольшое повреждение информационного слоя диска, изобиловала щелчками самых разных мастей, начиная от еле слышных. Вот этот участок:
Участок файла с щелчками.
Кроме того, в отграбленом треке прослушиваются достаточно сильные искажения, неприятные на слух, так называемый клиппинг, которого в записи на диске точно нет. Но здесь ничего не поделаешь, хотя бы так .
Следующий шаг – устранение щелчков и клиппинга. Редактором для проведения устранения артефактов был выбран Adobe Audition – профессиональный программный продукт. Программа дорогостоящая, но доступна в тестовом режиме 30 дней. Скачать ее можно на сайте websound.ru в разделе «Редакторы/плагины». Мы конечно используем лицензионный продукт, чего и вам желаем…
Для того, чтобы нормально слышать все эти щелчки, необходима более-менее чувствительная АС, которая не маскирует звуки. Дома я использовал для этой цели простые компьютерные колоночки TDK XS-80, звуковая карта тоже из низшей ценовой категории – мультимедийная E-MU 1212m. Даже эта связка позволяет очень хорошо слышать все щелчки, даже самые тихие. Можно воспользоваться также наушниками, в них все эти искажения слышны даже лучше, причем в необязательно дорогих наушниках, пойдут и какие-нибудь закрытые AKG из недорогих.
Загрузив трек в программу, первое что мы делаем – переключаем просмотр файла в режим spectral view нажав горячую комбинацию – shift+F - немного увеличиваем масштаб и получаем примерно такую картинку -
на ней я отметил красными неровными кружочками и овалами ясно видимые щелчки. Некоторые как мы можем заметить очень светленькие, их почти не слышно, некоторые очень даже сильные, например самый последний на рисунке.
Отмечаем курсором такой щелчок – при этом выделенная область становится светлой – ее тоже видно на этом рисунке и находим среди эффектов Audition - Click/Pop Eliminator, нажимаем кнопку Fill single click now – я отметил ее красивым неровным кружочком.
Не забываем, что отметить до этого мы должны были только клик. Не область, включающую в себя клик, а клик – чтобы он ровненько поместился в отмеченную область. Смотрим файл – и что мы видим – клик исчез! Теперь все пойдет гораздо быстрее – отмечаем следующий клик и жмем клавишу F3 – она повторяет последнее произведенное действие – так будет быстрее – отмечаем, жмем F3, отмечаем, жмем F3, отмечаем, жмем F3. На удаление кликов из всего трека у нас ушло таким образом около 15 минут. Не забываем слушать периодически трек – бывает, что щелчок очень бледный на картинке, но очень хорошо слышим, в таком случае мы его не увидим, а услышим.
Клики, которые проявляют себя только в правом или только в левом канале будет более рационально убивать по-канально следующим образом -
Т.е. отмечаем клик только в одном канале, в данном случае – правом, путем смещения мышки к нижней/верхней части трека.
До удаления щелчков файл звучал так:
Участок файла с щелчками.
После удаления щелчков наш файл стал звучать следующим образом -
Участок файла без щелчков
Прошу прощения, что сохранил образцы в MP3, но в принципе там все слышно. Единственно mp3 несколько смаскировал щелчки в первом образце и нехорошие изменения после удаления щелчков во втором. В некоторых местах удаление щелчков очень серьезно покорежило звучание музыкальных инструментов. Правда с другой стороны – с щелчками эти инструменты вообще невозможно было слушать. В целом - мы получили максимально возможный по качеству трек в таких условиях. Можно было получить и лучший результат, если бы уделялось больше внимания локализации щелчка, т.е. у нас он иногда отмечался с областью вокруг, нужно было максимально отмечать сам клик.
Насчет клиппинга – в audition есть замечательный эффект – clip restoration – но к сожалению, подвергнуть его действию придется весь файл, потому что он вносит изменения в громкость звука. В любом случае мы им пользоваться не стали, потому что особой необходимости в этом нет, клиппинг в треке проявляется не очень сильно, и только изредка. Если вы захотите все-таки его использовать, учитывайте, что весь трек подвергнется изменению, и этой обработкой можно пользоваться только если перед вами не стоит задача получить трек максимально приближенный к оригиналу. В этом случае мы советуем использовать пресет restore normal, в редких случаях можно поменять значение input attenuation до -1 дб. Так вы внесете минимальные изменения в трек, и при этом получите достаточно качественное решение по удалению искажений.
автор – Максумов Шараф.
|