[ Ленточный вариант форума · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Краткий музыкальный словарь
Александр Offline 13.10.2011, 22:05 | #1
Гипер-меломан
Администраторы
Сообщений: 1250
 

Краткий музыкальный словарь



Аккорд — одновременное сочетание звуков (не менее трех), находящихся в определенных соотношениях по высоте.

Альт — 1) низкий женский голос (в хоре); 2) инструмент из группы струнных смычковых, внешне похожий на скрипку, но несколько больше ее и ниже по звучанию.

Ансамбль — 1) совместное пение или игра, а также группа исполнителей; 2) музыкальное произведение для нескольких певцов или исполнителей на музыкальных инструментах (дуэт, трио, квартет и т. д.).

Ария — музыкальное произведение для голоса с сопровождением оркестра, являющееся частью оперы, оратории или кантаты. Ария в опере соответствует монологу в драме. Иногда арией называют самостоятельное вокальное произведение для исполнения в концерте, а изредка — инструментальное произведение певучего характера.

Арфа — музыкальный инструмент из группы струнных. Состоит из треугольной рамы с натянутыми струнами. Звук извлекается щипком.

Балет — вид музыкально-театрального искусства, в котором действие осуществляется через танец и выразительное движение.

Балетмейстер — постановщик балета.

Баллада — первоначально это слово обозначало песню в танцевальном ритме (от позднелатинского "балло" — танцую). С течением времени баллада утратила танцевальный характер и так стали называть повествовательную песню, рассказывающую о необычных, драматических или фантастических событиях..

Банджо — струнный щипковый музыкальный инструмент. Корпус банджо представляет собой обтянутый кожей обруч.

Барабан — ударный музыкальный инструмент.

Баритон — низкий мужской голос. Для баритона, например, написаны партии Онегина в опере "Евгений Онегин" Чайковского, Фигаро в опере  "Севильский цирюльник" Россини.

Бас — наиболее низкий мужской голос. Для баса написаны партии Сусанина в опере "Иван Сусанин" Глинки, Кончака в опере "Князь Игорь" Бородина.

Валторна — музыкальный инструмент из группы медных духовых, обладающий мягким и певучим звуком.

Вальс — танец в трехдольном метре, возникший из народных танцев Австрии, Чехии, Германии. И движения, и музыка вальса могут носить очень различный характер; вальс может быть медленным, лирическим и быстрым, бравурным. Вальс занимает большое место в музыке Глинки, Чайковского, Глазунова, Шопена, Делиба, Иоганна Штрауса.

Вариации — музыкальная форма, состоящая из темы (законченного музыкального построения) и собственно вариаций — повторений темы в измененном виде. В каждой вариации меняется характер изложения, звучность, но общие контуры темы сохраняются.

Виолончель — струнный смычковый инструмент. По внешности напоминает скрипку, но очень большого размера. Играют на виолончели сидя, ставя инструмент на пол. Виолончель ниже по звучанию, чем скрипка и альт.

Вокальная музыка — музыка для пения как с сопровождением, так и без него. Сюда относятся песни, романсы, хоры, оперы, оратории, кантаты.

Гармония — соединение основной мелодии и сопровождающих ее дополнительных голосов (образующих аккорды) в единое согласованное целое. Вслушиваясь в различные сочетания одновременно звучащих струн, музыканты отбирали наиболее благозвучные, постепенно осмысляя и законы сочетания отдельных тонов в созвучия-аккорды, и законы чередования и связи аккордов, т. е. гармонию как один из видов музыкальной науки.

Гимн — торжественная песня. Государственный гимн — песня, принятая государством для исполнения на торжественных собраниях, парадах.

Гитара — струнный щипковый инструмент. Гитара бывает семиструнной (русская гитара) и шестиструнной (испанская); они различаются также и системой настройки.

Гобой — музыкальный инструмент из группы деревянных духовых.

Гудок — старинный русский народный смычковый инструмент, похожий на скрипку.

Гусли — русский народный инструмент, состоящий из широкого плоского ящика с натянутыми сверху струнами. Играют на гуслях щипком.

Джаз — особый род легкой музыки, чаще всего танцевального характера, исполняемой джаз-оркестром, включающим большое количество ударных и медных инструментов, гитару, банджо, фортепиано и др. Состав джаз-оркестра (или джаз-банда) варьируется в зависимости от желания дирижера. Характерной особенностью джаза является импровизационность исполнения. Истоки джаза — афро-американский фольклор, видоизменившийся в условиях американской, а затем и европейской эстрады.

Диапазон (голоса или инструмента) — звуковой объем его, охватывающий музыкальные звуки, находящиеся между самым высоким и самым низким звуком, которые данный голос или инструмент может взять.

Дирижер — руководитель хора, оркестра, музыкального (оперного или балетного) спектакля. Указания дирижера раскрывают содержание произведения, объединяют весь коллектив музыкантов, создают выразительность, согласованность и стройность исполнения. Во время исполнения дирижер особыми жестами рук указывает темп, силу звучности, степень ее нарастания или затухания.

Духовые инструменты — музыкальные инструменты, звук которых извлекается вдуванием воздуха в прямую или изогнутую трубку (корпус инструмента) . Духовые инструменты разделяются на деревянные и медные. К деревянным относятся флейта, гобой, кларнет, фагот. К медным — труба, валторна, тромбон, туба и др.

Дуэт — 1) ансамбль двух певцов или исполнителей на музыкальных инструментах; 2) музыкальное произведение для такого ансамбля.

Жанры — различные виды музыкальных произведений (опера, песня, симфония и т. д.).

Звук музыкальный — имеет определенные, точно фиксированные свойства: высоту, определяемую числом колебаний звучащего тела (от 16 до 4000 в секунду), длительность, громкость, тембр.

Интонация — мотив, музыкальный оборот, имеющий определенное выразительное значение. Прообразом музыкальных интонаций являются речевые: подъемы и понижения голоса, позволяющие отличать даже в незнакомом языке грубую речь от ласковой, вопрос от восклицания и т. п.

Каватина — оперная ария песенного склада и небольшого размера (каватина Берендея в "Снегурочке" Римского-Корсакова). Раньше каватиной называли первую, выходную, арию в партии того или иного оперного персонажа (каватина Людмилы в опере "Руслан и Людмила" в той же опере).

Кантата — музыкальное произведение для хора, солистов, оркестра, исполняемое в концертах. Кантата состоит из хоровых номеров, арий, ансамблей. Характер ее обычно торжественный, величественный (симфония-кантата "На поле Куликовом" Шапорина, "Александр Невский" Прокофьева и др.).

Квартет — 1) ансамбль четырех певцов или исполнителей на музыкальных инструментах; 2) музыкальное произведение для такого ансамбля.

Квинтет — 1) ансамбль из пяти певцов или исполнителей на музыкальных инструментах, 2) произведение для такого ансамбля.

Кларнет — музыкальный инструмент из группы деревянных духовых.

Колокольчики — музыкальный инструмент из группы ударных; представляет собой набор металлических пластинок разной величины. Звук извлекается ударом молоточков.

Контрабас — самый низкий по звучанию и крупный по размерам (в рост человека) из группы смычковых инструментов. Играют на нем стоя, ставя инструмент на пол.

Контральто — наиболее низкий женский голос. Для контральто, например, написаны партии Вани в опере "Иван Сусанин" Глинки, Ратмира — в его же опере "Руслан и Людмила".

Концерт — 1) публичное исполнение музыкальных произведений; 2) музыкальное произведение, обычно виртуозного характера, для одного (реже нескольких) солирующих инструментов и оркестра (концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова, скрипичный концерт Глазунова).

Ксилофон — музыкальный инструмент из группы ударных. Представляет собой набор деревянных брусков разной величины. Звук извлекается ударом молоточков.

Куплет, куплетная песня — одна из самых распространенных песенных форм. Музыка куплетной песни написана на один куплет (строфу) поэтического текста и повторяется без изменений с текстом последующих куплетов. Часто заканчивается припевом, где повторяются не только музыка, но и слова.

Лад — соотношение, согласованность музыкальных звуков, выражающееся в тяготении неустойчивых звуков к устойчивым, опорным. На этом принципе основаны как самые простые лады (например, состоящие всего из пяти звуков), так и более сложные, семиступенные лады, среди которых особенно широкое распространение получили мажор и минор. Эти последние имеют, в свою очередь, много разновидностей, в связи с тем что некоторые их звуки могут повышаться или понижаться.

Либретто (итал.) буквально — книжечка. Так называется литературный текст оперного произведения, часто издающийся отдельно (отсюда название) .

Либреттист — автор либретто.

Литавры — ударный музыкальный инструмент, состоящий из медного полушария, обтянутого сверху кожей. В оркестре употребляется обычно пара литавр.

Мажор — один из наиболее распространенных в музыке ладов. В мажоре написан Гимн Советского Союза (России), припев "Гимна демократической молодежи".

Мазурка — польский национальный танец в быстром движении, в трехдольном метре. Характерной особенностью мазурки является добавочное ударение на второй доле такта.

Марш — музыка для шествия (войск, демонстраций и т. д.). Существуют марши для концертного исполнения.

Мелодия — одноголосный напев, одноголосно выраженная музыкальная мысль. Мелодия — основа выразительности музыки.

Мембрана — эластичная перепонка, колебания которой являются источником звука у некоторых музыкальных инструментов (барабан, литавры).

Менуэт — старинный танец в трехдольном метре, отличавшийся спокойными, размеренными движениями. Менуэт входил в старинные симфонии и сюиты.

Метр (размер) — равномерное чередование сильных и слабых долей времени в музыке.

Меццо-сопрано — низкий женский голос. Для меццо-сопрано написаны, например, партии Кармен в опере Бизе того же названия, Марфы в опере Мусоргского "Хованщина".

Минор — один из наиболее распространенных в музыке ладов. В миноре написаны старые революционные песни "Замучен тяжелой неволей", "Вы жертвою пали", запев "Гимна демократической молодежи".

Ноктюрн — инструментальная пьеса лирического певучего характера, как бы передающая тишину и спокойствие ночи (французское слово nocturne значит "ночной").

Нота — знак, при помощи которого записывается высота и длительность звука.

Опера — один из важнейших музыкальных жанров, объединяющий музыку и драму, а также и другие виды искусства (балет, живописное оформление спектакля). Занимает важнейшее место в русской музыкальной классике.

Оратория — музыкальный жанр, близкий к кантате: произведение для хора, солистов, оркестра, исполняющееся в концертах. Оратория обычно отличается большей монументальностью по сравнению с кантатой.

Оркестр — большая группа исполнителей на музыкальных инструментах. В зависимости от состава инструментов различают следующие виды оркестров: оркестр народных инструментов, духовой, струнный, симфонический, джаз. В симфонический оркестр входят струнные, духовые, ударные инструменты в определенном соотношении.

Песня — самый распространенный музыкальный жанр, объединяющий музыку и поэтический текст. Огромное значение имеет народная песня, в которой слова и музыка создаются многими поколениями певцов. Песенный жанр занимает видное место в творчестве композиторов-классиков и советских композиторов.

Полифония — многоголосие (от греческого "поли" — "много" и "фонос" — "звук"), в котором каждый голос имеет самостоятельный характер. В отличие от гармонического склада музыки, в котором главное значение имеют одновременные сочетания звуков, в полифоническом произведении главное - последовательное развитие каждого голоса, самостоятельность голосов обычно подчеркивается различием их тембров.

Полька — чешский национальный танец в двухдольном метре, веселого, оживленного характера. Большое место занимает полька в творчестве чешского композитора-классика Б. Сметаны.

Программная музыка — инструментальная музыка, имеющая определенный сюжет, рисующая определенные картины. Музыка, в которой содержание произведения раскрыто в названии, данном композитором, или подзаголовке — программе, уточняющей намерения композитора и направляющей воображение слушателя по нужному пути.

Разработка — средний раздел сонатной формы, для которого характерно свободное развитие отдельных мотивов первого раздела (экспозиции).

Рапсодия — музыкальное произведение в свободной форме, обычно использующее народные напевы.

Реприза — повторение в конце произведения его первой части.

Речитатив — декламационное пение, подражающее интонациям разговорной речи.

Ритм — соотношение звуков музыкального произведения по их длительности.

Романс — музыкальное произведение для голоса с сопровождением, обычно лирического характера.

Симфония — оркестровое произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из четырех). Части симфонии различны и даже контрастны по характеру, но все вместе образуют единое целое.

Скерцо — музыкальное произведение, чаще всего оживленного, шутливого характера. Скерцо может быть самостоятельным, а также входить в симфонию или другое крупное произведение.

Скрипка — музыкальный инструмент из группы струнных смычковых, звук которого обладает наибольшей певучестью и подвижностью.

Смычковые инструменты — группа струнных инструментов, звук которых извлекается прикосновением смычка к струнам (смычок — специальная трость с натянутым "лентой" конским волосом). К группе смычковых относятся скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Соло — произведение или часть произведения, исполняемая одним певцом или музыкантом (солистом).

Сонатная форма — форма, основанная на противопоставлении и развитии двух тем, сначала излагаемых в разных тональностях, затем в одной — главной.

Сопрано — высокий женский голос. Для сопрано написаны партии Татьяны в опере "Евгений Онегин" Чайковского (лирическое сопрано), Лизы в его же опере "Пиковая дама" (драматическое сопрано). Очень высокий, легкий и подвижный голос называется колоратурным сопрано. Для колоратурного сопрано написаны партии Виолетты в опере "Травиата" Верди, Шемаханской царицы в опере "Золотой петушок" Римского-Корсакова.

Струнные инструменты — музыкальные инструменты, звук которых создается колебанием струн. В зависимости от способа, которым струны приводятся в колебание, струнные инструменты разделяются на щипковые (арфа, гитара, мандолина, балалайка, гусли) и смычковые (см.).

Сюита — музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, первоначально — танцевального характера. Число частей в сюите не является строго определенным, обязателен лишь контраст соседних частей.

Тембр — характер звучания, свойственный данному голосу или инструменту.

Темп — скорость движения в музыке. По традиции обозначения темпа часто пишутся на итальянском языке: Allegro (аллегро) - быстрый оживленный темп, andante (анданте) - умеренно медленный темп, adagio (адажио) — медленный темп и т. п.

Тенор — высокий мужской голос. Для тенора, например, написаны партии Ленского в опере "Евгений Онегин" Чайковского (лирический тенор), Германа в его же опере "Пиковая дама" (драматический тенор).

Тональность — звуковысотное положение того или иного лада, определяемое высотой его основного тона. Так, например, мажорный лад, построенный от звука до, дает тональность до мажор, построенный от того же звука минорный лад — тональность до минор.

Трепак — народная русская пляска, требующая большой быстроты и ловкост от танцующих. Метр — двухдольный. Чайковский ввел трепак в свой балет "Щелкунчик".

Увертюра — 1) оркестровое вступление к опере; 2) самостоятельное оркестровое произведение, обычно программного характера (пример — увертюра "1812 год" Чайковского).

Ударные инструменты — музыкальные инструменты, звук которых извлекается ударом (по натянутой коже, металлу, дереву). К ударным инструментам относятся литавры, барабан, бубен, тарелки, тамтам, колокольчики, ксилофон и др.

Унисон — одновременное звучание нескольких звуков одинаковой высоты. Петь или играть в унисон — исполнять вместе одну и ту же мелодию.

Флейта — музыкальный инструмент из группы деревянных духовых.

Форма музыкальная — 1) совокупность всех музыкальных средств (мелодии, гармонии, ритма, лада, оркестрового или вокального звучания и т д ) выражающих содержание музыкального произведения: ооразы действительности, круг идей и чувств; 2) строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей.

Фортепиано — общее название инструментов, звук которых извлекается ударом молоточка о струну при нажатии клавиши (рояль, пианино).

Хор — 1) большая группа певцов; хоры бывают детские, женские, мужские и смешанные; 2) музыкальное произведение для хорового исполнения.

Цикл — (греч. "киклос") буквально — круг, объединение нескольких музыкальных произведений, связанных единым замыслом, но различных и даже контрастных по характеру. К циклическим формам относятся сюита, соната, симфония. Циклы существуют и в вокальной музыке, средством объединения служит сюжет или принадлежность текстов к творчеству одного поэта.

Эстрада — 1) площадка для концертных выступлений; 2) широкая область популярного, большей частью развлекательного музыкально-сценического искусства, включающая самые различные его виды (танец, короткие пьесы - "скетчи", акробатику и пр.), в том числе и выступления певцов и музыкантов, сольные и ансамблевые. Эстрадная музыка - музыка, написания для таких выступлений.

Этюд — инструментальная пьеса, построенная на каком-либо определенном приеме игры и предназначенная для развития мастерства исполнителя, большей беглости, легкости, силы). Существуют этюды и для концертного исполнения (у Листа, Шопена, Шумана).


Александр Offline 14.10.2011, 00:06 | #2
Гипер-меломан
Администраторы
Сообщений: 1250
 
Добавляю:

АДАЖИО — 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.

АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.

АККОРД — сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.

АКЦЕНТ — более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.

АЛЛЕГРО — 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.

АЛЛЕГРЕТТО — 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.

АЛЬТЕРАЦИЯ — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены — бекар.

АНДАНТЕ — 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.

АНДАНТИНО — 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.

АНСАМБЛЬ — группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.

АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.

АРПЕДЖИО — исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.

БАС — 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.

БЕЛЬКАНТО — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.

ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.

ВИРТУОЗ — исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.

ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.

ВЫСОТА ЗВУКА — качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.

ГАММА — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.

ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о гармонии — один из основных разделов теории музыки.

ГОЛОС — совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.

ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.

ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения.

ДИРИЖИРОВАНИЕ — управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.

ДИСКАНТ — 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.

ДИССОНАНС — неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — время, занимаемое звуком или паузой.

ДОМИНАНТА — одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).

ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).

ЗАПЕВ — вступительная часть хоровой песни или былины.

ЗВУК — характеризуется определенной высотой и громкостью.

ИМИТАЦИЯ — в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.

ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.

ИНСТРУМЕНТОВКА — изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.

ИНТЕРВАЛ — соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).

ИНТРОДУКЦИЯ — 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.

КАДЕНЦИЯ — 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.

КАМЕРТОН — специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.

КЛАВИР — 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг — переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.

КОЛОРАТУРА — быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.

КОМПОЗИЦИЯ — 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

КОНСОНАНС — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.

КОНТРАЛЬТО — низкий женский голос.

КУЛЬМИНАЦИЯ — момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.

ЛАД — важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.

ЛЕЙТМОТИВ — музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.

ЛИБРЕТТО — литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.

МЕЛОДИЯ — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков, организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.

МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.

МЕТРОНОМ — инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.

МЕЦЦО-СОПРАНО — женский голос, средний между сопрано и контральто.

МНОГОГОЛОСИЕ — склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.

МОДЕРАТО — умеренный темп , средний между андантино и аллегретто.

МОДУЛЯЦИЯ — переход в новую тональность.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.

НОТНОЕ ПИСЬМО — система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.

ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.

ОРКЕСТРОВКА — переложение музыкального произведения для оркестра.

ОРНАМЕНТИКА — способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.

ОСТИНАТО — многократное повторение мелодической ритмической фигуры.

ПАРТИТУРА — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.

ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.

ПАССАЖ — последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.

ПАУЗА — перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.

ПИЦЦИКАТО — прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.

ПЛЕКТР (медиатор) — приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.

ПОДГОЛОСОК — в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.

ПРЕЛЮДИЯ — небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.

РЕПРИЗА — повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.

РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков.

СИМФОНИЗМ — раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.

СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).

СКЕРЦО — 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.

СОЛЬФЕДЖИО — вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.

СОПРАНО — 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.

СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.

ТАКТ — специфическая форма и единица музыкального метра.

ТЕМА — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.

ТЕМБР — окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.

ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.

ТЕМПЕРАЦИЯ — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.

ТОНИКА — основная ступень лада.

ТРАНСКРИПЦИЯ — переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.

ТРЕЛЬ — переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.

УВЕРТЮРА — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.

УНИСОН — одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.

ФАКТУРА — конкретный звуковой облик произведения.

ФАЛЬЦЕТ — один из регистров мужского певческого голоса.

ФЕРМАТА — остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.

ФИНАЛ — заключительная часть циклического музыкального произведения.

ХОРАЛ — религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.

ХРОМАТИЗМ — полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).

ШТРИХИ — способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.

ЭКСПОЗИЦИЯ — 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.

ЭСТРАДА — вид музыкального исполнительского искусства
VjOksa Offline 14.10.2011, 09:51 | #3
Меломан
Ведущие
Сообщений: 105
 
Полезно! +1. Пойду знания свои показывать)


Не спорить!
VlaD1sLaV Offline 29.08.2018, 16:19 | #4
Подслушатель
Пользователи
Сообщений: 2
 
трис
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Хостинг от uCoz Вверх